МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»
Принято на заседании
Совета педагогов ДОУ
Протокол № 1 от 01.09.2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ
«ЦРР – д/с № 56» г. Орска»
_______/Г.В.Золотоверхова/
Приказ № 85 от 01.09.2022 г.
Учебный план
Учебный план
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ
социально-гуманитарной направленности
по освоению курса формирования коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста
«Азбука общения»
Орск, 2022 г.
Пояснительная записка.
Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим
осуществление образовательного процесса в учебном году при реализации
дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
по освоению курса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста« Азбука общения» ( далее Программа).
Деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной
направленности
по освоению курса формирования
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста« Азбука общения» в
дошкольном учреждении направлена на максимальное удовлетворение образовательных
интересов воспитанников и запросов их родителей ( или законных представителей) на
основе дифференциации и индивидуализации обучения с помощью современных
образовательных программ и технологий.
Учебный план программы разработан в соответствии с :
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2018 года
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196" Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг»
Приказом Министерства образования и науки России №1155 от 17.10.2013№1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня
2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «О утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная
общеразвивающая
программа
социально-педагогической
направленности по освоению курса формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста« Азбука общения» рассчитана на обучение детей от 2 до 7 лет, по
одному году на каждую возрастную категорию.
Программа базируется на положениях, представленных в комплексной программе
«Азбука общения. Основы коммуникации» Л.М. Шипициной, О.В Защиринской,
А.П.Вороновой, Т.А Ниловой. Направлена программа на создание и обеспечение
необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию учащихся к
жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся.
Образовательная и развивающая работа построена с учетом технологий,
представленных
в следующем методическом обеспечении:
Методическое обеспечение:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного
возраста.
Методическое пособие в помощь воспитателям и психолога дошкольных учреждений.М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия,
игры, упражнения, диагностика.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-112с. (Программа развития)
3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.- М.: Книголюб, 2004.-56с.
4. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет.М.:АРКТИ, 2014.-72с
5. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет.
Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный
материал (приложение) – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.
6. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапиядля детей- Ярославль:
«Академия развития», «Академия и К», 2000.-176с., ил.
7.МинаеваВ.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для
практических работников дошкольных учреждений.-М:АРКТИ,2000-48с.(Развитие и
воспитание дошк.)
8.Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками/ Авт.-сост. Ю.А. Афонькина,
О.В.Филатова. -Волгоград: Учитель, 2016.-95с.
9. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков
сотрудничества у детей 4-6 лет.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.-160 с.:ил.- (дошкольное
воспитание и развитие)
10. Севостьянова Е.О.Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные
занятия, игры, упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 80 с.- (Программа развития)
11. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7
лет.-3-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2004.- 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
12. Сиротюк А.Л.Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое
пособие.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: АРКТИ, 2010- 60с. (Развитие и воспитание)
13.Смирнова Т.П.Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.-Р-на-Д, 2004
14.Тарасов М.А.Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет: Планирование,
лексические темы, дидактические игры.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192с. (Программа развития)
Форма обучения - очная, подгрупповая. Форма организации - объединение, основная
организационная форма учащихся - занятие.
Принципы формирования группы предполагают, что:
-разница в возрасте учащихся не должна превышать один год;
-число участников группы 8-10 учащихся;
-в группу включаются учащиеся с разными эмоционально-личностными и волевыми
проблемами (замкнутые и гиперактивные, самоуверенные и пугливые, возбудимые и
рассеянные и т.д.);
-интеллектуальные показатели всех учащихся примерно равны.
Программа направлена на формирование у учащихся 2-6 лет социальных контактов и
развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Развивающие занятия дополнительной общеразвивающей программы «Азбука
общения» имеют четко зафиксированное количество и разделение материала по разделам.
Организация занятий предполагается во второй половине дня и определяются согласно
требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Продолжительность одного занятия соответствует возрастным особенностям
учащихся и составляет: для детей 2-4 лет - 10 мин, 4-5 лет - 15 мин, 5-6 лет- 20 минут, 6-7
лет- 25 минут. Развивающие занятия осуществляются педагогом-психологом, прошедшим
специальную подготовку (владение технологиями арттерапии).
Образовательная деятельность учащихся в условиях объединения имеет свою
структуру:
вводная часть(5-10 мин). Включает разминки, игры-приветствия. Направлена на то,
чтобы сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять
мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на
активную работу и контакт друг с другом.
основная часть (10-15 мин). Формирование новых и совершенствование ранее
приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, этюдов, поведенческих
тренингов.
заключительная часть (5 мин). Задания и упражнения на развитие самоконтроля и
адекватной самооценки. Подведение итогов.
Работа по развитию позитивной мотивации и повышению самооценки происходит на
каждом занятии, психолог задает модель оценки себя, поддерживает учащихся. По итогам
занятий родителям даются рекомендации, которые связаны с положительной оценкой
даже минимальных успехов ребенка, с изменением поведения самого взрослого и его
отношения к своему ребенку. Освоение программного материала учащимися
предполагается в рамках занятия.
Форма организации предполагает индивидуальное выполнение и подгрупповое (от 2 до
10 человек) взаимодействие.
В качестве основного метода изучения программы для учащихся дошкольного возраста
используется главный метод теории развивающего обучения - метод сопереживания
ситуации.
Метод сопереживания рассчитан на использование способности, не только
анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее
объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной
жизненной ситуации.
Центральным моментом в обучении по методу сопереживания для педагогов и
родителей
является способность поставить себя на место ребенка вне зависимости от его возраста и в
любой обстановке, а затем проанализировать собственную реакцию - чувства, мысли,
возможное поведение.
На основании вышеизложенного материала для каждой возрастной группы
составлено
расписание
образовательной
деятельности
по
дополнительной
общеразвивающей программе социально-педагогической направленности по освоению
курса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста« Азбука
общения»
График работы
педагога по дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной
направленности по освоению курса формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста« Азбука общения» на 2022 -2023учебный год
(1здание, Ялтинская, 89-а)
Дисциплина
« Азбука
общения
Возрастная группа
2-3 года(3гр)
2-3 года(10гр)
3-4 года(5гр)
3-4 года (11гр)
4-5 года (4гр)
4-5 лет (6 гр)
4-5 лет (9гр)
5-6 лет (1гр)
5-6 лет (12гр)
6-7лет (7гр)
6-7лет (8гр)
понедельник
16.50
17.00
8.50.
9.00.
17.05
17.15
17.20
17.30
17.35
17.45
17.50
18.05
11.55.
12.10.
11.25.
11.45.
11.00.
11.20.
16.25
16.45
16.00
16.20
среда
16.05
16.15
8.50.
9.00.
16.20.
16.30.
15.30
15.40
16.35
16.45
15.45
16.00
17.15
17.30
16.50
17.10
17.35
17.55
18.00
18.20
18.25
18.45
Занятия проводятся в течение всего учебного года с 1.09.2022 г. по 31.08. 2023 г.,
включая каникулярное время с 1по 7 марта ( 1 неделя ).
Объем образовательной нагрузки в месяц
Возрастная
группа
Кол-во занятий в Продолжительно Кол-во
неделю
сть 1 занятия
занятий в месяц
Кол-во часов в
месяц
2-3 года(3гр)
2
10мин
8
80мин
2-3 года(10гр)
2
10 мин
8
80 мин
3-4 года(5гр)
2
10 мин
8
80 мин
3-4 года (11гр)
2
10мин
8
80мин
4-5 года (4гр)
2
15мин
8
120мин
4-5 лет (6 гр)
2
15мин
8
120 мин
4-5 лет (9гр)
2
15мин
8
120 мин
5-6 лет (1гр)
2
20мин
8
160 мин
5-6 лет (12гр)
2
20мин
8
160 мин
6-7лет (7гр)
2
25мин
8
200мин
6-7лет (8гр)
2
25мин
8
200мин
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершению полугодия или
учебного года в следующих формах: диагностика, творческий отчет, открытое занятие,
праздник, которые позволяют отследить успех учащихся.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: творческий отчет
(апрель текущего уч.г.), практическое занятие, открытое занятие для родителей (по
годовому плану), мастер-класс, праздник.