МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»
Принято на заседании
Совета педагогов ДОУ
Протокол № 1 от 01.09.2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ
«ЦРР – д/с № 56» г. Орска»
_______/Г.В.Золотоверхова/
Приказ № 85 от 01.09.2022 г.
Учебный план
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ
социально-гуманитарной направленности
по освоению курса развития логического мышления у
дошкольника
«Занимательная математика»
Орск, 2022 г.
Пояснительная записка.
Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим
осуществление образовательного процесса в учебном году при реализации
дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
по освоению курса развития логического мышления у дошкольника
«Занимательная математика».
Деятельность по реализации дополнительной
общеразвивающей
программе
социально-гуманитарной направленности по освоению курса развития логического
мышления у дошкольника «Занимательная математика» в дошкольном учреждении
направлена на максимальное удовлетворение образовательных интересов воспитанников
и запросов их родителей ( или законных представителей) на основе дифференциации и
индивидуализации обучения с помощью современных образовательных программ и
технологий.
Учебный план программы разработан в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2018 года
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196" Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг»
Приказом Министерства образования и науки России №1155 от 17.10.2013№1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня
2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «О утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная
общеразвивающая
программа социально-гуманитарной
направленности по освоению курса развития логического мышления у дошкольника
«Занимательная математика» рассчитана на обучение детей от 4 до 7 лет, по одному году
на каждую возрастную категорию.
Программа направлена на формирование познавательных способностей детей
младшего и старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур
мышления.
Программа разработана на основе ряда методических пособий:
1. Волина В. «Праздник числа». Москва, «Знание», 1994
2. Житомирский В., Шеврин Л. «Математическая азбука».- Москва «Педагогика»,
1984
3. Лихтарников П.М. «Занимательные логические задачи», - Санкт-Петербург
«Лань», «Мик», 1996
4. Лихтарников Л.М. «Числовые ребусы»,- Санкт-Петербург «Лань», «Мик», 1996
5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва,
«Просвещение», 1985
6. Михайлова З.А. «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург «Детство-пресс»
2001
7. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»
Москва, «Просвещение», 1987
8. Чилингирова Л., Спиридонова Б. «Играя, учимся математике» Москва,
«Просвещение, 1993
В программе определено количество занятий по отдельным разделам. Занятия проводятся
во второй половине дня в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям воспитанников и
составляет:
4-5 лет – 15 мин
5-6 лет – 20 мин
6-7 лет – 25 мин
Занятия по программе «Занимательная математика» включают в себя:
- аудиторные (развивающая образовательная деятельность с обучающимися – занятия)
внеаудиторные(экскурсии, конкурсы, соревнования, проекты, познавательные игры,
общественно-полезная деятельность, акции, открытые занятия, отчеты для родителей )
Развитие логического мышления в соответствии с Программой осуществляется с
учетом следующих условий:
- ребенок должен быть психологически готов к обучению, у него должны быть
достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь,
пальцевая моторика;
- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на
игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее
доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно
удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом
достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский. «Без игры нет, и
не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.
Сухомлинский.
-обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого
бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и
разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий.
При реализации Программы по развитию логического мышления учащихся дошкольного
возраста используются следующие формы, способы методы и средства
Формы образовательной деятельности
Совместная деятельность
Образовательная
Режимные моменты
деятельность
Индивидуальные
Подгрупповые
групповые
Наблюдение
Игра
Игровое упражнение
Игровая ситуация
Игровые технологии
Беседа
Совместная с
воспитателем игра
Совместная со
сверстниками игра
Индивидуальная игра
Путешествия
Викторина
Соревнования
Открытые вопросы
Проблемные ситуации
Экскурсия
Тематические досуги
Конкурсы
Мультимедийные
презентации, слайд-шоу.
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Игровое упражнение
Совместная с воспитателем игра
Совместная со сверстниками игра
Индивидуальная игра
Ситуативный разговор с детьми
Педагогическая ситуация
Беседа
Интегративная деятельность
Сюрпризное появление игрушек,
предметов
Рассматривание изображений знакомых
предметов на картинках (узнавание,
называние)
Физкультминутки
Малоподвижные игры
Самостоятель
ная
деятельность
детей
Индивидуальны
е
подгрупповые
Индивидуаль
ные игры,
Совместные
игры,
Все виды
самостоятель
ной
деятельности,
предполагаю
щие развитие
логического
мышления
детей
Игры с
природным
материалом
Программа реализуется с учетом перспективного и тематического планирования для
каждой возрастной группы.
На основании вышеизложенного материала для каждой возрастной группы
составлено
расписание
образовательной
деятельности
по
дополнительной
общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности по освоению
курса развития логического мышления у дошкольника «Занимательная математика».
Расписание занятий
Занятия проводятся по возрастным группам 2 раза в неделю. Занятия проводятся в
течение всего учебного года со 1.09.2022 г. по 31.08.2022 г., включая каникулярное время
с 1по 7 марта (1 неделя ).
График работы
педагога по реализации дополнительной общеразвивающей программе социальногуманитарной направленности по освоению курса развития логического мышления у
дошкольника «Занимательная математика».
на 2022 -2023учебный год
(1 здание, Ялтинская,89а)
Дисциплина
Возрастная
группа
Понедельник
4-5 года (4гр)
«Занимательная
математика»
4-5 лет (6 гр)
15.50
16.05
5-6 лет (1гр)
5-6 лет (12гр)
11.00
11.25
11.30
11.55
6-7лет (8гр)
Пятница
16.00.
16.15.
16.00.
16.15.
17.05
17.20
11.00
11.15
11.20
11.40
11.45
12.10
12.15
12.40
17.05
17.20
4-5 лет (9гр)
6-7лет (7гр)
Среда
11.50
12.05
11.25
11.45
11.00
11.20
Объем образовательной нагрузки в месяц
Возрастная
группа
Кол-во
занятий в
неделю
Продолжитель
ность 1
занятия
Кол-во
занятий в
месяц
Кол-во часов в
месяц
4-5 года (4гр)
2
15мин
8
120 мин
4-5 лет (6 гр)
2
15мин
8
120 мин
4-5 лет (9гр)
2
15мин
8
120 мин
5-6 лет (1гр)
2
20мин
8
160 мин
5-6 лет (12гр)
2
20мин
8
160 мин
6-7лет (7гр)
2
25мин
8
200мин
6-7лет (8гр)
2
25мин
8
200мин
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершению полугодия или
учебного года в следующих формах: диагностика, творческий отчет, открытое занятие,
праздник, которые позволяют отследить успех учащихся.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: творческий отчет
(апрель текущего уч.г.), практическое занятие, открытое занятие для родителей ( по
годовому плану), мастер-класс, праздник.