МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»
Принят на заседании
Совета педагогов ДОУ
Протокол № 1 от 01.09.2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ
«ЦРР – д/с № 56» г. Орска»
_______/Г.В.Золотоверхова/
Приказ № 85 от 01.09.2022 г.
Учебный план
Учебный план
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ
социально-гуманитарной направленности
по курсу обучения чтению и печатному письму
«Буквоград»
Орск , 2022 г.
1
Пояснительная записка.
Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим
осуществление образовательного процесса в учебном году при реализации
дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
по курсу обучения чтению и печатному письму «Буквоград».
Деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности по курсу обучения чтению и печатному письму
«Буквоград» в дошкольном учреждении направлена на максимальное удовлетворение
образовательных интересов воспитанников и запросов их родителей ( или законных
представителей) на основе дифференциации и индивидуализации обучения с помощью
современных образовательных программ и технологий.
Учебный план программы разработан в соответствии с :
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2018 года
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196" Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.
№ 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг»
Приказом Министерства образования и науки России №1155 от 17.10.2013№1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня
2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «О утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная
общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной
направленности по курсу обучения чтению и печатному письму «Буквоград» рассчитана
на обучение детей от 5 до 7 лет, по одному году на каждую возрастную категорию.
2
Программа направлена на формирование интереса дошкольников к хореографическому
искусству; развитие творческих способностей обучающихся посредством танцевального
искусства.
Программа разработана на основе ряда методических пособий:
Методическое
обеспечение
1. Н С Воронцова «Подготовка к обучению чтения»
Самара,1993
2. В П Кангакина «Дидактический материал к урокам русского
языка», Владимирская школа,1995
3. А И Воскресенская «Обучение грамоте»,- Москва,1963
4. И Г Сухин «Книга выручалочка»,- Новая школа,1994
5. Л Н Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»,Просвещение,
1981
6. Е В Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа»
Москва,1996
7. Н В Дурова «Фонематика», - Мозаика синтез, 2000
8. О Е Громова « Инновации в логопедической практике»
Линка Пресс, 2008
9. Е Г Карлсен « Уроки по обучению грамоте»
Просвещение, 1972
10. Н В Нечаева «Обучение грамоте» . Творческая педагогика,1993
11. О И Соловьёва «Методика развития речи и обучение детей
родному языку». Просвещение,1966
В программе определено количество занятий по отдельным разделам. Занятия проводятся
во второй половине дня в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям воспитанников и
составляет:
3-4 года – 10 мин
4-5 лет – 15 мин
5-6 лет – 20 мин
6-7 лет – 25 мин
Занятия по программе «Буквоград» включают в себя:
- аудиторные (развивающая образовательная деятельность с обучающимися – занятия)
внеаудиторные(экскурсии, конкурсы, соревнования, проекты, познавательные игры,
общественно-полезная деятельность, акции, открытые занятия, отчеты для родителей )
Для реализации программы используются следующие формы, способы и методы.
Формы образовательной деятельности
Совместная деятельность
Самостоятель
3
Образовательная
деятельность
Индивидуальные
Подгрупповые
групповые
Наблюдение
Чтение художественной
литературы (рассказов,
сказок)
Игра
Игровое упражнение
Игровая ситуация
Игровые технологии
ТКМ
Беседа
Работа со сказкой:
творческие методы
(знакомые герои в новых
обстоятельствах, коллаж
из сказок, сказка от
считалки, знакомая сказка
по-новому, сказка от
задачки, сказка от
фразеологизма, сказка от
стишка пр.),
инсценирование и
драматизация отрывков
из сказок, рассказов,
стихов, басен.
Совместная с
воспитателем игра
Совместная со
сверстниками игра
Индивидуальная игра
Путешествия
Викторина
Соревнования
Открытые вопросы
Проблемные ситуации
Праздник
Экскурсия
Тематические досуги
Режимные моменты
ная
деятельность
детей
Формы организации детей
Групповые
Индивидуальны
Подгрупповые
е
Индивидуальные
подгрупповые
Игровое упражнение
Индивидуаль
ные игры,
Совместная с воспитателем игра
Совместные
Совместная со сверстниками игра
игры,
Индивидуальная игра
Все виды
Ситуативный разговор с детьми
самостоятель
Педагогическая ситуация
ной
Беседа
деятельности,
Интегративная деятельность
предполагаю
Прослушивание аудиозаписей
щие развитие
Логопедическая ритмика (игра для
речи детей
развития дыхания, упражнения на
Игры с
координацию речи с движением,
природным
пальчиковые игры, речевые игры,
материалом
чистоговорки, упражнения для развития
дыхания, голоса, артикуляции)
Сюрпризное появление игрушек,
предметов
Рассматривание изображений знакомых
предметов на картинках (узнавание,
называние, составление рассказов)
Физкультминутки
Малоподвижные игры
4
Театрализованные
представления
Смотры и конкурсы
Создание макетов,
коллекций и их
оформление
Мультимедийные
презентации, слайд-шоу.
Вариативные формы, способы и средства с учетом индивидуальных особенностей
форма
Индивидуальная,
совместная
игра со
сверстниками,
Совместная
деятельность
воспитателя с
детьми
Самостоятельная
деятельность
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Индивидуальная
Подгрупповая
Групповая,
совместные
игры с детьми
способ
Беседа,
Участие в
малоподвижной
игре
Игра-ситуация
Показ способов
действия
Напоминание
Поручение
холерик
метод
Индивидуальные
Словесные
Наглядные
Создание ситуации
успеха
Решение проблемных
ситуаций
Напоминание
Поручение
сангвиник
Индивидуальные
Словесные
Наглядные
Практические
Метод
проговаривания
средство
Интегративная
деятельность
Прослушивание
аудиозаписей
Логопедическая
ритмика (игра для
развития дыхания,
упражнения на
координацию речи
с движением,
пальчиковые игры,
речевые игры,
чистоговорки,
упражнения для
развития дыхания,
голоса,
артикуляции)
Малоподвижные
игры
Совместная с
воспитателем игра
Совместная со
сверстниками игра
Индивидуальная
игра
Путешествия
Викторина
Соревнования
Открытые
вопросы
Проблемные
ситуации
5
флегматик
Групповая,
Наблюдение
Индивидуальные
Совместные
Чтение
Словесные
игры с детьми
художественной
Наглядные
Самостоятельная литературы (рассказов, Создание ситуации
деятельность
сказок)
успеха
Игра
Поручение
Игровое упражнение
Метод
Игровая ситуация
проговаривание
Игровые технологии
ТКМ
Работа со сказкой:
творческие способы
(знакомые герои в
новых обстоятельствах,
коллаж из сказок,
сказка от считалки,
знакомая сказка поновому, сказка от
задачки, сказка от
фразеологизма, сказка
от стишка пр.),
инсценирование и
драматизация отрывков
из сказок, рассказов,
стихов, басен.
меланхолик
Самостоятельная Показ способов
Создание ситуации
деятельность
действия
успеха
детей
Напоминание
Метод
Индивидуальная Беседа,
проговаривания
Подгрупповая
малоподвижные игры,
Индивидуальные
игры, предполагающие Словесные
развитие речи детей
Метод повышения
самооценки
Игровые пособия
Художественная
литература
Пособие для
инсценировки и
драматизации
сказок, стихов, басен
Дидактический
материал, картотека
игр,
предполагающих
развитие речи детей,
разноуровневые
задания
Вариативные формы, способы и средства с учетом речевых особенностей детей
Нарушение звукопроизношения и строения и функций артикуляционного аппарата
форма
способ
метод
средство
Индивидуальная, Беседа,
Индивидуальные
Логопедическая
совместная
Участие в игре,
Словесные
ритмика (игра для
игра со
направленной на
Наглядные
развития дыхания,
сверстниками,
активизацию
Практические
упражнения на
Совместная
артикуляционной
координацию речи с
деятельность
моторики, на
движением,
педагога с
звукоподражание и
пальчиковые игры,
6
детьми
формирование
правильного
звукопроизношения
речевые игры,
чистоговорки,
упражнения для
развития дыхания,
голоса,
артикуляции)
Малоподвижные
игры
Нарушение слоговой структуры слова
Самостоятельная
деятельность
детей
Индивидуальная
Подгрупповая
Групповая,
совместные
игры с детьми
Игра-ситуация,
направленная на
формирование
правильной слоговой
структуры слова
Показ способов
действия
Активные методы
рефлексии
Индивидуальные
Словесные
Наглядные
Практические
Метод
проговаривания
Совместная с
педагогом игра
Совместная со
сверстниками игра
Индивидуальная
игра
Использование
кинезиологических
упражнений
Нарушение фонематического восприятия и грамматического строя речи
Коллективные,
Совместные досуги,
Индивидуальные
Игровые пособия
нагляднопраздники, участие
Словесные
Дидактический
информационные, педагогов и детей в
Наглядные
материал
совместные
играх, направленных на
Картотека игр,
игры с детьми.
формирование
направленных на
Самостоятельная фонематического
формирование
деятельность
восприятия и
фонематического
грамматического строя
восприятия и
речи
грамматического
строя речи
Индивидуальная
Подгрупповая
Совместная
деятельность
педагога с
детьми
Самостоятельная
деятельность
Нарушение связной речи
Фронтальные открытые Практические,
занятия,
наглядные,
логотренинг,
индивидуальные,
индивидуальные
словесные
занятия-практикумы
Видеотека,
библиотека игр и
упражнений
речевые праздники
7
На основании вышеизложенного материала для каждой возрастной группы
составлено
расписание
образовательной
деятельности
к
дополнительной
общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности по курсу
обучения чтению и печатному письму «Буквоград».
Расписание занятий
Занятия проводятся по возрастным группам по 2 занятия в неделю. Занятия
проводятся в течение всего учебного года с 1.09.2022 г. по 31.08.2023 г., включая
каникулярное время с 1по 7 марта (1 неделя ).
График работы
педагога по дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной
направленности по курсу обучения обучения чтению и печатному письму «Буквоград».
на 2022 -2023 учебный год
(1 здание, Ялтинская,89а)
Дисциплина
«Буквоград»
Возрастная
группа
Понедельни
к
Вторник
Среда
4-5 года
(4гр)
Четверг
Пятница
11.25.
11.30.
11.40.
11.45.
4-5 лет (9гр)
18.00
18.15
11.00
11.20.
16.50
17.05
5-6 лет (1гр)
17.20.
17.40.
16.40
17.00
15.30
15.50
16.20
16.40
4-5 лет (6 гр)
16.15
16.30.
5-6 лет
(12гр)
6-7лет (7гр)
6-7лет (8 гр)
15.45
16.10
16.50
17.15
16.55
17.20
16.05
16.30
Объем образовательной нагрузки в месяц
Возрастная
группа
Кол-во занятий
в неделю
Продолжительн Кол-во занятий
ость 1 занятия
в месяц
Кол-во часов в
месяц
4-5 года (4гр)
2
15мин
8
120 мин
4-5 лет (6 гр)
2
15мин
8
120 мин
4-5 лет (9гр)
2
15мин
8
120 мин
8
5-6 лет (1гр)
2
20мин
8
160 мин
5-6 лет (12гр)
2
20мин
8
160 мин
6-7лет (7гр)
2
25мин
8
200мин
6-7лет (8 гр)
2
25мин
8
200мин
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершению полугодия или
учебного года в следующих формах: диагностика, творческий отчет, открытое занятие,
праздник, которые позволяют отследить успех учащихся.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: творческий отчет
(апрель текущего уч.г..), практическое занятие, открытое занятие для родителей ( по
годовому плану), мастер-класс, праздник.
9