ДОП Шахматы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»

Принята на заседании
Совета педагогов ДОУ
Протокол № 1 от 01.09.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ
«ЦРР – д/с № 56» г. Орска»
_______/Г.В.Золотоверхова/
Приказ № 85 от 01.09.2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

физкультурно-спортивной направленности
направленности
по освоению курса обучения основам игры в
шахматы
«Шахматы»
Срок реализации с 01.09.2022 по 31.08.2023
Программа выполнена на основе требований Приказом Минобрнауки России от
29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Программа составлена:
педагогом Мочаровой Е.Г.

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Разделы программы
1.Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе характеристики развития детей раннего и дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы (промежуточная
аттестация)
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка (перспективное и тематическое
планирование по возрастам)
2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
3. Организационный раздел Программы
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.3. График реализации программы
3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды

стр.
3-6
5
5
5
6
8
8
9
10

14
14
14
15
15
15
15

2

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по курсу обучения основам обучения игры в шахматы «Шахматы» (далее
Программа) разрабатывалась в соответствии :
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2018 года
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196" Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
 Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг»
 Приказом Министерства образования и науки России №1155 от 17.10.2013№1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня
2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «О утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
 Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта шахматы,
утвержденным приказом Минспорта России от «12» октября 2015 г. № 930.

Шахматы – это не просто вид спорта. Шахматы – это увлекательный досуг,
тонкий расчет, замечательная тренировка памяти и умения просчитать игру на
несколько ходов вперед, мастерство предвидеть ходы соперника. Шахматы – это и
железная выдержка, упорство, умение владеть собой и своими нервами.
Шахматы отлично развивают память и логическое мышление, а также
воспитывают трудолюбие и волю к победе. Каждый шахматист, при
соответствующей подготовке, может приобрести спортивные качества, которые
позволят ему добиться высших, для его индивидуальных возможностей, достижений.
Занятия шахматами с первых же лет обучения вовлекают ребенка в мир
приключений и поиска, и часто ребенок непроизвольно становится исследователем, что,
несомненно, способствует развитию мышления и ведет к лучшей успеваемости в средней
школе.
Занимаясь шахматами, ребенок обучается тому, чему недостаточно хорошо учат
традиционные школьные дисциплины: соотносить мыслительные процессы с
практическими действиями (игра в шахматы - это и есть посильная и интересная для детей
3

практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию);
искать в теории ответы на практические вопросы; творчески применять полученные на
уроке знания, не ожидая от теории готовых решений. Шахматы стимулируют
самостоятельность мышления, награждая поиски нетривиальных решений эстетическим
чувством прекрасного. Шахматы учат творчеству.
Шахматы учат мыслить, но не просто мыслить - они учат мыслить диалектически!
Шахматы учат грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку
зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению. Невозможно добиться
успеха в шахматах, не умея мысленно становиться на сторону противника, не учитывая
всех его возможностей - без этого не только сильного противника не победить, но и
красивую задачу или этюд правильно не решить. Шахматы – хорошая школа
диалектического мышления!
В настоящее время, когда информационные технологии имеют глобальное
распространение и проникли во все сферы жизни, особенно большое значение
приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,
умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами
способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения
концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени,
анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы расширяют кругозор. Шахматы - красивая игра, влияющая на
эстетическое развитие личности. Во время обучения и игры в шахматы происходит
развитие фантазии, обогащение внутреннего мира, а красивые и интересные комбинации,
проведенные ребенком во время парии, вызывают у него наслаждение и восторг.
Шахматы играют все большую роль в культурной жизни человечества, принося
людям много творческих радостей. Гармонично сочетая в себе элементы спорта,
искусства и науки они оказывают многостороннее влияние на человека, помогают
формированию лучших черт его характера, развитию умственных способностей и
художественного вкуса.
Положительное влияние шахмат на развитие ребенка подтверждается
многочисленными примерами из опыта работы тренеров-преподавателей по шахматам г.
Орска. Высока средняя успеваемость среди детей, которые начали заниматься шахматами
с 5 лет.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам
чемпионата мира – 2004 г. сказано: "Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека
мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".
В настоящее время Министерство образования России в рекомендательном плане
вводит в систему образования начальных классов предмет шахматы. В некоторых
регионах России шахматы в законодательном порядке вводятся в систему обучения
начальной школы, что позволяет городским и региональным системам управления
реализовывать проекты по дополнительному образованию детей в сфере шахмат.
"Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное
времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много
элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения общественных и
духовных связей, сердечных отношений между народами. Для умственной работы
шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь
упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…" Х.Р. Капабланка.

4

1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель: сформировать мотивацию к изучению шахмат, познакомить детей с шахматной
игрой.
.
Задачи:
1. Сформировать мотивацию к изучению шахмат, познакомить детей с шахматной
игрой.
2. Знакомство с первоначальными понятиями, терминами.
3. Участие в соревнованиях группвого уровня
4. Воспитание характера посредством шахматной игры.
5. Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья
детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки
индивидуальности каждого ребенка.
6. Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе.
7. Расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и
основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
Демократичность. ФИДЕ была основана в 1924 году строго по демократическим
принципам, не допускающим дискриминации по политическим, национальным, расовым,
религиозным и социальным мотивам. Не случайно Международная шахматная федерация
выбрала девиз: «Gens una sumus» «Мы все - одна семья». Принципы строго соблюдаются
и были случаи исключения стран за апартеид. Игра сама по себе демократична, ведь
изначально каждый из игроков получает равные силы и равные возможности и роль
рулетки или кубика полностью устраняется. Во время игры надеяться можно только на
самого себя.
Научность. Увеличивая знание об игре можно научиться играть сильнее.
Исследования игры начались практически сразу после ее появления, сохранились
рукописные трактаты 9 века. Изданная литература по вопросам стратегии, тактики,
анализу дебютов, эндшпилей насчитывает десятки тысяч наименований и количество
изданий все новых книг растет из года в год. Единая шахматная символика создаёт
необходимые предпосылки для международного сотрудничества и обмена опытом, объем
которого значительно возрастает в связи с развитием и повсеместным внедрением
интернета.
Неисчерпаемость. За время существования шахмат сыграны многие миллионы
партий, которые записаны, проанализированы и с ними может познакомиться каждый и
все же – каждая новая партия событие, несущее в себе тайну. Для творческой личности
шахматы иногда становятся полигоном реализации своих способностей.
Спортивность. Шахматы относятся к единоборствам – один на один без какого-либо
вмешательства со стороны. По сути, игра в шахматы – это соперничество двух людей в
игровой форме. Большинство людей склонно к соперничеству, поэтому и желающих
заниматься шахматами становится все больше.
Основными подходами к формированию Программы являются:


индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогам
различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;

5

 личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организациюобразовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка
 создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей,
интересов, склонностей;
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе характеристики развития детей старшего дошкольного возраста
Характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Возраст детей, занимающихся в группах начальной подготовки от 5 до 7 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,
переход от игры к социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс,
занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего старшего
дошкольного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает
оставаться важной для психического развития.
Тем более, что в современных условиях
многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими
уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На этапе старшего дошкольного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению.
Эмоционально дети старшего дошкольного возраста впечатлителены и отзывчивы.
Они уже могут в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать
ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка старшего дошкольника – он оценивает себя так,
как оценивают его «значимые другие». Для старшего дошкольника такими значимыми
людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями старшего дошкольного
возраста являются произвольность психических процессов и способность к
самоорганизации собственной деятельности.
Согласно психологическим исследованиям мышления было замечено, что
развивающее влияние шахмат особенно проявляется у детей в возрасте примерно 7-11 лет.
Вслед на овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся в
основном к возрасту примерно 5 лет, начинает развиваться следующий процесс:
переведения действий с практического уровня на формальный, осуществляемый в языке, с
помощью оперирования его знаками. Знаки языка начинают опосредствовать всю
деятельность, не только обозначать действия над объектами и сами эти объекты, но и
замещать как те, так и другие. Возникают особые действия, действия над знаками умственные действия существеннейшей особенностью которых является автоматический,
6

свернутый характер, когда результат действия возникает сразу в мысли, вне движения,
слова. То есть в указанном возрасте складывается специфическая интеллектуальная
способность общего характера – умение. Это действие начинает предшествовать
двигательному действию и высказыванию; в нем как бы "проигрывается" последующее
действие перед своей реализацией.
Центральная линия формирования способности действовать в уме может быть
отражена в следующей логической цепочке: предметное действие – действие на основе
замещающего реальный предмет образа – обозначение образа словами – вербальное
действие – действие в уме. При этом происходит интериоризация (переход во внутренние
действия) первоначального физически осуществляемого действия, оно последовательно
"пересаживается" внутрь. В этом процессе первоначально развернутое действие
сворачивается, переходит на автоматическое осуществление, которое уже не планируется,
не осознается, а мгновенно самореализуется, не вызывая каких-либо усилий у
действующего человека. Реально осуществляемое действие через образ и слово
становится действием в уме или мыслью.
Первый ее этап – предметное, физически осуществляемое действие, которое
должно быть выполнено правильно. Правильность выполнения (через показ обучающего)
обеспечивается продуманностью анализа его логической структуры, основных узлов
действия. В простейших случаях она достаточно очевидна, в более сложных должна стать
предметом специального анализа. Следует отметить, что допущенные на этом этапе
ошибки затем укореняются и становятся трудно исправимыми.
Второй этап – физическое выполнение действия, сопровождаемое словесным
обозначением выполняемых операций. Необходима тщательность выражений в словах;
допущенные неточности, особенно разночтения обозначений для одного и того же
действия, скажутся на точности формируемого действия в уме, снизят общую скорость
его формирования. На этом этапе начинает подготавливаться перевод действия на
вербальный уровень реализации.
Третий этап – замещение реально осуществляемого действия действием в образе с
проговариванием вслух. Для удержания образа, как правило, используются наглядно
представленные условия действия, либо их заместители (модели). Суть этапа состоит в
прекращении физически осуществляемого действия и построении связки образа и слова.
Иногда вводится особый второй подэтап, в котором убираются наглядно представляемые
условия и требуется "держать" их в собственном субъективно строимом образе.
Четвертый этап – проговаривание действия вслух с постепенной элиминацией
(устранением) роли образа, фактически здесь начинается свертывание и сокращение
действия, перевод его в чисто вербальный план.
На пятом этапе "убирается" проговаривание вслух, оно постепенно редуцируется
во внутреннюю речь сначала проговариванием про себя (это можно хорошо наблюдать,
следя за движением губ, когда слышимая речь уже отсутствует), потом постепенно оно
снимается, становясь ненужным. Действие полностью автоматизируется и осуществляется
в уме.
Отмеченные этапы формирования такой способности на шахматном материале
легко и логично реализуются для развития самой игры. Так, например, их легко
проиллюстрировать на задаче попасть конем с поля а1 на поле с3, не выходя из квадрата,
вершинами которого являются эти поля.
Психологические особенности
Среди индивидуальных особенностей ребенка, на занятиях обучения игре в шаъхматы
необходимо учитывать темперамент обучающихся. Педагогом-психологом дошкольного
учреждения в процессе наблюдения за поведением и деятельностью детей обучающихся
игре в щахмты были определены типы темперамента.
7

Типы темперамента
холерик
сангвиник
флегматик
меланхолик

Кол-во детей
12
32
11
15

Педагогом- психологом дошкольной организации разработаны рекомендации по
учету разных темпераментов обучающихся:
Сангвиник. Ребенок верток и подвижен. Быстро переключается с одного задания на
другое. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести
дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность.
При этом с такими детьми следует быть требовательными.
Меланхолик. Ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Для меланхолика
самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера.
Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание
выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму
попытку решить ту или иную задачу. Чаще проговаривайте положительные моменты,
старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей.
Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него
легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от
радости к гневу).
Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенкомхолериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по
поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более
неуправляемым. У такого ребенка на занятии обязательно должна быть интенсивная
нагрузка. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, а объясняя
последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы
хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.
Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и
дисциплинированный
В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой
фантазии. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте
ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения.
Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для
такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в
этом случае он может «зависнуть», как компьютер.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы
аттестация)

(промежуточная

сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении
содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
научиться самостоятельно конкретизировать поставленные тренером цели и искать
средства их решения;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в
разных видах деятельности;
8

овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;
полностью овладеть высшими видами игры (в первую очередь видом «игра по
правилам»). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами
по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и
следовать ему;
научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения. Овладевать средствами и способами воплощения собственных
замыслов;
приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
Виды деятельности старшего дошкольника:
Совместная тренировочная деятельность (коллективная дискуссия, групповая
работа)
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях)
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Все эти виды деятельности младших школьников, в той или иной степени
реализуются на этапе начальной подготовки детей.
Вариативные формы, способы и средства с учетом индивидуальных особенностей.
форма
Индивидуальная,
совместная
игра со
сверстниками,
Совместная
деятельность
воспитателя с
детьми
Самостоятельная
деятельность
детей

способ
Беседа,
Участие в
малоподвижной
игре

Самостоятельная
деятельность
детей
Индивидуальная
Подгрупповая

Показ способов
действия
Напоминание
Поручение

холерик
метод
Индивидуальные
Словесные
Наглядные
Создание ситуации
успеха
Решение
проблемных
ситуаций
Напоминание
Поручение
сангвиник
Индивидуальные
Словесные
Наглядные
Практические
Метод

средство
картотека
малоподвижных игр,
разноуровневые
задания

Демонстрационный
материал
Игровые пособия
Оборудование и
инвентарь
9

Групповая,
совместные
игры с детьми
Групповая,
Совместные
игры с детьми
Самостоятельная
деятельность

Самостоятельная
деятельность
детей
Индивидуальная
Подгрупповая

проговаривания

флегматик
Игры
Индивидуальные
соревновательного
Словесные
характера
Наглядные
Создание ситуации
успеха
Поручение
Метод
проговаривание
меланхолик
Показ способов
Создание ситуации
действия
успеха
Напоминание
Метод
Беседа,
проговаривания
малоподвижные игры, Индивидуальные
игры, направленные
Словесные
на
Метод повышения
развитие навыков
самооценки
взаимодействия и
общения со
взрослым и детьми,

занятия

Игровые пособия

Дидактический
материал, картотека
игр направленных на
развитие навыков
взаимодействия и
общения со взрослым
и
детьми,
разноуровневые
задания

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка (перспективное и тематическое планирование)

Организация тренировочного процесса.
В рамках программы реализуется:
Этап начальной подготовки.
Группы начальной подготовки (НП) формируются из детей, прошедших процедуру
спортивного отбора, который включает в себя массовый просмотр и тестирование
юношей и девушек (мальчиков и девочек) с целью ориентирования их на занятия спортом.
Минимальный возраст зачисления – 5 лет.
Продолжительность этапа – 2 года (НП-1, НП-2).
Задачи, решаемые младшими дошкольниками в разных видах деятельности:
сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении
содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
научиться самостоятельно конкретизировать поставленные тренером цели и искать
средства их решения;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в
разных видах деятельности;

10

овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;
полностью овладеть высшими видами игры (в первую очередь видом «игра по
правилам»). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами
по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и
следовать ему;
научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения. Овладевать средствами и способами воплощения собственных
замыслов;
приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые тренерами, на этапе начальной подготовки:
1. Реализовать программу этапа начальной подготовки в разнообразных организационнотренировочных формах (уроки, занятия, тренировки, проекты, практики, конкурсы,
выставки, соревнования, презентации и пр.)
2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на
тренировочную. Создать условия для овладения высшими формами игровой
деятельности.
3. Обеспечить условия формирования тренировочной деятельности. Для этого:
организовать постановку тренировочных целей, создавать условия для их
«присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и
способов достижения тренировочных целей;
организовать усвоение знаний посредством коллективных форм тренировочной
работы;
осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к
спортсменам.
4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –
Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных
замыслов.
Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества
(организация выставок, конкурсов, фестивалей и т. д.)
5. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их
к общественно значимым делам.

Тренировочный план, комплектование групп
Продолжительность подготовки шахматистов по этапам обучения, максимальный и
минимальный объем тренировочной работы в неделю и за год представлены в таблице:
Этапы
подготовки

Этап
начальной
подготовк
и (НП)

Продолжительност
ь
обучения (лет)

2 года

Минимальны
й возраст для
зачисления в
группы (лет)

5

Год
обучени
я

Первы
й год
Второй
год

Объем
тренировочно
й
нагрузки
(час/неделю)

Количеств
о
тренировок
в неделю

Объем
тренировочно
й
нагрузки
(час/год)

2

2

72

2

2

72
11

Таблица комплектования групп
*возможна корректировка на тренировочный год с учетом изменения законодательства.
ГОДОВОЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЛАН
№
п/п

1
2

груп
па

НП
–1
НП
–2

годовая недельная
нагрузка нагрузка
(в часах) (в часах)

Техникотактическая
подготовка
(ТТП)

Теоретическая,
психологическая
подготовка
(ТПП)

Участие в
соревнования
х

всего
часов

(Турниры)

312

2

60

9

3

72

416

2

60

9

3

72

12

ГОДОВОЙ
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
ПЛАН НП-1

Тренер: Мочарова Е.Г
сентябрь

СФП
Техникотактическая
подготовка
(ТТП)

7

октябрь

7

ноябрь

7

декабрь

7

январь

7

февраль

7

март

апрель

май

1

1

1

6

6

6

июнь

июль

август

всего

3
-

-

60

Теоретическая,
психологическая
подготовка
(ТПП)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ВСЕГО

8

8

8

8

8

8

8

8

8

-

-

-

9
72

13

Планируемые показатели соревновательной деятельности
Этап начальной подготовки
Виды спортивных
соревнований
Контрольные

До
года
3

Свыше года
5

Этапы Начальной подготовки
Группа НП-1, Группа НП-2
Контрольные соревнования.
1. Соревнования, проводимые внутри группы, матчи.
2. Командное первенство среди групп дошкольного учреждения.
Контрольные соревнования.
2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации программы дополнительного образования является
сотрудничество педагогов с семьёй: дети, педагоги и родители – главные участники
педагогического процесса.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь
в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
 Первичное знакомство, беседа, анкетирование
 Проведение индивидуальных бесед об особенностях развития ребёнка
 Групповые консультации
 Родительские собрания
 Проведение внутрисадовых соревнований по шахматам
 Наглядная информация для родителей

III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы
Для реализации Образовательной Программы дополнительного образования «Шахматы»
созданы необходимые условия.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
 помещение для занятий;
 столы со стульями;
 доска шахматная демонстрационная
 шахматные доски с фигурами

14

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Вердников В.И. Методика подготовки начинающих шахматистов (НП-1 и НП-2), 2007г;
Вердников В.И. Методика подготовки начинающих шахматистов для групп НП-3. 2007г.;
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М.: Просвещение, 1991, 158с. ;
Дерябина С.Е.Рабочая тетрадь по шахматам 1 год обучения 2004;
Дерябина С.Е.Шахматы 1 год обучения 2007;
Зак В.Г. Длуголенский Я.Н. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
переиздана в 1994 году, Я играю в шахматы: веселое учебное пособие для детей
младшего школьного возраста. - СПб:;
7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник
для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное
возрождение, 1998.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

3.3. График реализации программы
Тренировочный год начинается 1 сентября. Продолжительность тренировочного года
52 недели. Продолжительность тренировочной недели - 2 раза. Тренировочный час - 25 минут.
3.4.Особенности традиционных соревнований
Соревнования проводятся в конце года( март, апрель, май) среди воспитанников
дошкольного учреждения.
3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда физкультурного зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.304913, ФГОС ДО и обеспечивает возможность двигательной активности детей, а также совместной
деятельности детей и взрослых.
Для реализации программы дополнительного образования
у дошкольников,
предусмотрено наличие соответствующей предметно – пространственной среды, а также
оборудования и инвентаря, способствующего развитию и укреплению детского организма.
Принципы построения предметно-развивающей среды:
1. дистанции, позиции при взаимодействии;
2. активности, самостоятельности, творчества;
3. стабильности - динамичности;
4. эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия
каждого ребенка и взрослого;
5. сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации
среды;
Занятия проводятся в кабинете психологии. В кабинете созданы условия для нормального
психосоциального развития детей:
 спокойная и доброжелательная обстановка,
 внимание к эмоциональным потребностям детей,
 представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
 представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для
 общения,
 созданы условия для развития и обучения.
15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 28-79-45

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти