Учебный план Весёлая кисточка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»

ПРИНЯТО на заседании
Совета педагогов ДОУ
Протокол № 1 от 01.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ
«ЦРР – д/с № 56» г. Орска»
_______/Г.В.Золотоверхова/
Приказ № 85 от 01.09.2022 г.

Учебный план
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ

художественной направленности
по освоению курса развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста через цветоведение с использованием
народного декоративно-прикладного творчества

«Веселая кисточка»

Орск , 2022 г.

Пояснительная записка.
Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим
осуществление образовательного процесса в учебном году при реализации
дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности по
освоению курса развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через
цветоведение с
использованием народного декоративно-прикладного творчества
«Веселая кисточка»
Деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности по освоению курса развития творческих способностей у
детей дошкольного возраста через цветоведение с
использованием народного
декоративно-прикладного творчества «Веселая кисточка» в дошкольном учреждении
направлена на максимальное удовлетворение образовательных интересов воспитанников
и запросов их родителей ( или законных представителей) на основе дифференциации и
индивидуализации обучения с помощью современных образовательных программ и
технологий.
Учебный план программы разработан в соответствии с :
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2018 года
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196" Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
 Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг»
 Приказом Министерства образования и науки России №1155 от 17.10.2013№1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня
2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.
№ 2 «О утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по
освоению курса развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через
цветоведение с
использованием народного декоративно-прикладного творчества


«Веселая кисточка» рассчитана на обучение детей от 3 до 7 лет, по одному году на
каждую возрастную категорию.
Программа направлена на формирование основ цветоведения у детей дошкольного
возраста с использованием народного декоративно-прикладного творчества
Программа разработана на основе ряда методических пособий:
Методическое пособие
Шестакова А.В. «Росток» - учебное пособие
Копцева Т.А. «Природа и художник» программа по изобразительному искусству
Гончарова Н.В. под ред. Михайловой З.А.
«Детство» - программа
Астафьева Н.А. «Дошкольникам о
художниках детской книги» - кн. для
воспитателя дет. сада
Киреева Л.Г. «Рисуем кукольный спектакль»
- комплексные занятия, сюж.-ролвые и
дид.игры
Комарова Т.С. «Цвет в детском
изобразительном творчестве дош-ков» учебное пособие
Комарова Т.С. – программа эстетического
воспитания дош-ков. Учебное пособие к
программе воспитания и обучения в д/с под.
ред. Васильевой М.А.
Комарова Т.С. «Народное искусство в
воспитании дошкольников» - учебное
пособие
Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников
творчество» -пособие для воспит. дет.сада
Швайко Г.С. «Занятия по изобраз.деят-ти в
дет.саду» - пособие для педагогов ДОУ
(средняя, старшая, подготовит. группы)
Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам
народного орнамента в д/с» - пособие для
воспит. д/с
Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 5-6 лет» пособие для воспит. д/с
Лыкова И.А. «Цветные ладошки» -программа
художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7лет
Бабунова Е.С. «Наш дом – Южный Урал» программа воспитания и развития детей на
идеях народной педагогики

Издательство
Челябинск
Творческий Центр «Сфера»,
Москва
«Детство- Пресс», СанктПетербург
Москва, «Просвещение»

Год
издания
1996г.
2001г.
1999г.
1991г.

Волгоград, «Учитель»

2008г.

Москва, «Педагогическое
общество России»

2005г.

Москва, «Педагогическое
общество России»

2005г.

Москва, «Педагогическое
общество России»

2005г.

Москва «Просвещение»

1985г.

Москва, Гуманитарный
Издательский Центр «Владос»

2006г.

Москва «Просвещение»

1982г.

Москва, «Мозаика-Синтез»

2015г.

Москва, «Карапуз-Дидактака»

2007г.

Челябинск, «Взгляд»

2007г.

В программе определено количество занятий по отдельным разделам. Занятия проводятся
во второй половине дня в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям воспитанников и
составляет:
3-4 года – 10 мин
4-5 лет – 15 мин
5-6 лет – 20 мин
6-7 лет – 25 мин
Занятия по программе «Веселая кисточка» включают в себя:
- аудиторные (развивающая образовательная деятельность с обучающимися – занятия)
-внеаудиторные (экскурсии, конкурсы, соревнования, проекты, познавательные игры,
общественно-полезная деятельность, акции, открытые занятия, отчеты для родителей )
Программа включает в себя одно направление изобразительной деятельности –
рисование, аппликация проводится частично (открытки для праздника, работы на
выставку или конкурс). Занятия проводятся в игровой форме и имеют следующую
структуру:
1.Эмоциональный настрой.
2.Вводная часть, создание мотивации детей.
3.Основная часть, практическая деятельность.
4.Заключительная часть, оценка деятельности детей.
5.Подведение итогов.

Основные направления и содержание деятельности.
1. Практическое овладение основами цветоведения (знание основных и промежуточных
цветов и оттенков).
2. Овладение техническими приемами работы с различными материалами.

Программа реализуется с учетом перспективного планирования
3-4 года
- формировать умения изображать разнообразные и несложные предметы, передавая их
основные признаки (цвет, форма).
- развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета.
- закреплять знания цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный.
- формировать представления о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета: светлый,
тёмный).
4-5 лет
-научить использовать цвета и оттенки как художественное выразительное средство.
- совершенствовать технические навыки в работе карандашами и красками гуашью.
- познакомить с возможностью получения некоторых цветов путём смешения других
красок.
- продолжать формировать представление о светлотных оттенках (3 градации: светлый,
светлее, самый светлый).
5-6 лет
- развивать и совершенствовать чувство цвета; подбирать фон бумаги и сочетание красок
для передачи колорита.

- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками
(приёмы действия кистью); научить приёмам рисования цветными мелками, углём,
сангиной, акварельными красками.
- углублять представления о системе хроматических цветов, их взаимосвязи.познакомить
с делением цветов на тёплые и холодные.
- продолжать формировать представление о светлотных оттенках 4 градациях.
6-7 лет
- научить передавать богатство форм, красок, создавая выразительный образ.
- развивать чувство цвета – умение передавать различные оттенки одного и того же цвета.
- развивать технические навыки в работе с красками – получать различные цвета и
оттенки, с тушью, пастелью, сочетанием различных изобразительных материалов.
- углублять представление о системе хроматических и ахроматических цветов, их
взаимосвязи.
- закреплять знание об оттенках по цветовому тону (промежуточному между цветами
спектра, учить их получать и называть).
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование
содержания занятий. В каждом из блоков -18 занятий. В пятом блоке (летний период) –
24 занятия. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы года (всего
96 занятий в год).
II младшая группа.
Тема первого года обучения: "Волшебные краски и карандаши"(96 занятий)
I блок. Тема: «Сказки о карандашах и волшебных красках» (18 занятий)
II блок. Тема: «Мы любим играть» (18 занятий)
III блок. Тема: «Я люблю ходить в гости» (18 занятий)
IV блок. Тема: «Разноцветный мир» (18 занятий)
Vблок. Тема: «Краски лета» (24 занятия)
Средняя группа.
Тема второго года обучения: "Мы художники"(96 занятий)
I блок. Тема: «Я умею рисовать» (18 занятий)
II блок. Тема: «Мир вокруг меня» (18 занятий)
III блок. Тема:»Я фантазер» (18 занятий)
IV блок. Тема: «Волшебная страна сказок» (18 занятий)
V блок. Тема: «Разноцветное лето» (24 занятия)
Старшая группа.
Тема третьего года обучения: "Мир искусства"(96 занятий)
I блок. Тема: «Волшебная страна цвета» (18 занятий)
II блок. Тема: «Игрушки народных мастеров» (18 занятий)
III блок. Тема: «Мы и Краса ненаглядная» (18 занятий)
IV блок. Тема: «Кто раскрасил краски?» (18 занятий)
Vблок. Тема: «Летняя палитра» (24 занятия)
Подготовительная группа.
Тема четвертого года обучения: "Широка страна моя родная" (96занятий)
I блок. Тема: «В Урале Русь отражена» (18 занятий)
II блок. Тема: «Сказания земли Уральской» (18 занятий)
III блок. Тема: «Умелые руки не знают скуки» (18 занятий)
IV блок. Тема: «Мы и мир вокруг нас» (18 занятий)
Vблок. Тема: «Радуга лета» (24 занятия)

Программа реализуется с использованием вариативных форм, способов, методов и
средств
с учётом возрастных особенностей
формы
подгрупповая
групповая
игровая ситуация
индивидуальная
мастерская
викторины
конкурсы,
беседы

способы
чтение стихов
организация
спокойных игр
театрализация
чтение
художественной
литературы
и беседа
словесные игры
рассматривание
иллюстраций и
картин

методы

средства

наглядные
практические
игровые
словесные
ознакомление
исследование

демонстрационные и
раздаточные
учебные пособия;
иллюстрации,
дидактические игры,
видео

экспериментирование
проблемные ситуации
поисковый

загадки
индивидуальная
работа
учащихся
выставки в ДОУ
выставки
за
пределами
ДОУ
просмотр
видеофрагментов –
дополнение
к
основным занятиям
с учётом индивидуальных психологических особенностей учащихся: по преобладающему
способу восприятия информации.
Аудеалы
форма

способ

метод

Индивидуальная,
совместная игра
со сверстниками,
совместная
деятельность
воспитателя
с
детьми,
самостоятельная
деятельность
детей

Словесные
игры, Индивидуальные,
проговаривание
словесные
последовательности
действий,
чтение
стихов, беседа

средство
рисование
проговариванием,
аппликация
комментированием
последовательности
выполнения действий

с
с

Визуалы
Самостоятельная Проблемная

Индивидуальные,

Картины,

иллюстрации,

деятельность
детей,
индивидуальная,
подгрупповая,
групповая,
совместные игры
с детьми

ситуация,
показ наглядные,
последовательности практические
действий,
напоминание,
поручение

иллюстрированные книги,
красочные
карточки,
фильмы-презентации,
демонстрационный
материал,
игровые
пособия, дидактический и
раздаточный
материал,
ТСО

Формообразующие
движения рукой и
ли кистью руки,
работа у доски

Индивидуальные,
наглядные,
практические,
поручение

Картины,
иллюстрации,
иллюстрированные книги,
красочные
карточки,
фильмы-презентации,
демонстрационный
материал,
игровые
пособия, дидактический и
раздаточный
материал,
ТСО

Индивидуальные,
наглядные,
практические,
поручение

Картины,
иллюстрации,
иллюстрированные книги,
красочные
карточки,
фильмы-презентации,
демонстрационный
материал,
игровые
пособия, дидактический и
раздаточный
материал,
ТСО

Кинестеты
Самостоятельная
деятельность
детей,
групповая,
совместные игры
с детьми

Визуалы-кинестеты
Самостоятельная
деятельность
детей,
индивидуальная,
подгрупповая,

Формообразующие
движения рукой и
ли кистью руки,
работа у доски,
показ
последовательности
действий,
напоминание,
поручение

с учётом индивидуальных психологических особенностей учащихся: по типу
темперамента
Холерик
форма

способ

метод

Индивидуальная,
Дидактические
совместная игра печатные
игры,
со сверстниками, пальчиковые игры
совместная
деятельность
воспитателя
с
детьми,
самостоятельная
деятельность
детей

средство

Индивидуальные,
Дидактический
наглядные,
материал, картотека
практические,
физминуток
поручение, создание
ситуации
успеха,
напоминание,
решение
проблемных
ситуаций

Сангвиник
Самостоятельная

Проблемная ситуация, Индивидуальные,

Дидактический

и

деятельность
детей,
индивидуальная,
подгрупповая,
групповая,
совместные игры с
детьми

показ
последовательности
действий,
напоминание,
поручение

наглядные,
практические,
поручение

раздаточный
материал, игровые
пособия,
демонстрационный
материал, ТСО

Флегматик
Самостоятельная
Метод проговаривания,
деятельность
совместные игры в
детей, групповая, коллективе
совместные игры с
детьми

Индивидуальные,
Игровые пособия
наглядные,
практические,
поручение,
словесные, создание
ситуации успеха

Меланхолик
Самостоятельная
деятельность
детей,
индивидуальная,
подгрупповая

Формообразующие
движения рукой и ли
кистью руки, работа у
доски,
показ
последовательности
действий,
напоминание,
поручение, беседа

Индивидуальные,
словесные,
поручение, создание
ситуации
успеха,
проговаривание
действий, решение
проблемных
ситуаций

Дидактический
материал, картотека
физминуток,
игровые пособия

На основании вышеизложенного материала для каждой возрастной группы составлено
расписание образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей
программе художественной направленности по освоению курса развития творческих
способностей у детей дошкольного возраста через цветоведение с использованием
народного декоративно-прикладного творчества «Веселая кисточка»
Расписание занятий
Занятия проводятся по возрастным группам по 2 занятия в неделю. Занятия
проводятся в течение всего учебного года со 1.09.2022 г. по 31.08.2023 г., включая
каникулярное время с 1по 7 марта (1 неделя ).
График работы
педагога по дополнительной общеразвивающей программе «Веселая кисточка»
на 2022 -2023учебный год
(1 здание, Ялтинская,89а)
Дисциплина

«Веселая
кисточка»

Возрастная
группа

Понедельн
ик

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

3-4
года(5гр)

11.30.
11.40.

16.25.
16.35.

3-4 года

16.15.

15.30

(11гр)

16.25

4-5 года
(4гр)

17.05
17.15

16.00
16.10

4-5 лет (6
гр)

15.30
15.45

16.50
17.05

4-5 лет
(9гр)

15.50
16.05

16.30
16.45

5-6 лет
(1гр)

16.10.
16.30

17.40
18.00

5-6 лет
(12гр)

17.20
17.40

17.15
17.35

6-7лет
(7гр)

17.50
18.15

6-7лет (8
гр)

16.35
17.00

15.40

15.50
16.15
15.30
15.55

Объем образовательной нагрузки в месяц
Возрастная
группа

Кол-во
занятий в
неделю

Продолжитель Кол-во заняность 1
тий в месяц
занятия

Кол-во часов в
месяц

3-4 года(5гр)

2

10мин

8

80мин

3-4 года (11гр)

2

10мин

8

80мин

4-5 года (4гр)

2

15мин

8

120мин

4-5 лет (6 гр)

2

15мин

8

120мин

4-5 лет (9гр)

2

15мин

8

120 мин

5-6 лет (1гр)

2

20мин

8

160 мин

5-6 лет (12гр)

2

20мин

8

160 мин

6-7лет (7гр)

2

25мин

8

200мин

6-7лет (8 гр)

2

25мин

8

200мин

Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершению полугодия или
учебного года в следующих формах: диагностика, творческий отчет, открытое занятие,

праздник, которые позволяют отследить успех учащихся.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: творческий отчет
(апрель текущего уч.г.) практическое занятие, открытое занятие для родителей (по
годовому плану), мастер-класс, праздник.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 28-79-45

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти